Monday, February 21, 2011

Ножницы Мойр: восприятие мира

Написанное здесь – догадки, размышления и умозаключения. В отличие всяких ню-эйджеров, я не собираюсь выдавать это за великую мудрость, не собираюсь писать об этом книги. Все, что мне нужно – это лишь дать вам немного пищи для размышлений.
Как-то в старших классах я разрабатывал теорию о четырехмерном пространстве, о том, как оно существует и как вмещает в себя наше – трехмерное. Чтобы упростить свою задачу, я просто переставил понятия, заменив четырехмерное пространство на трехмерное, а трехмерное – на плоскость.
Начнем с того, что я крайне не согласен с точкой зрения Герберта Уэллса на четырехмерное пространство: не думаю, что время и есть движение по четвертой оси. Движение объекта по трехмерному пространству или изменение размера/формы с точки зрения двухмерного среза этого пространства – движение, изменение размера, изменение формы. К тому же движение в трехмерном пространстве может обернуться изменением формы в плоском срезе и т.д. – все комбинации возможны, хотя на практике они совмещаются. Так вот, то, что мы все воспринимаем трехмерно, вовсе не должно означать, что мы сами – трехмерные; скорее всего – трехмерно наше восприятие. Так вот, переходя на уровень ниже, а почему наше трехмерное восприятие должно быть «плоским»? Если взять не плоскость-срез трехмерного пространства, а бесконечную пространственную форму, искривленную и разбитую согласно сложной формуле (из-за чего – предсказуемую и повторно воспроизводимую), то «двухмерному человеку», находящемуся на ней, будет казаться, что он находится на идеально плоском срезе: он не заметит искаженности своего мира благодаря своему искаженному восприятию (мог бы привести уйму социальных параллелей и близких примеров, но мне хочется, чтобы вы сами это сделали). С другой стороны, четырехмерное пространство – это не предел, так как предела, как я сам считаю, нет вообще. Значит – наше восприятие, искаженное на уровне четвертого пространства, является частью искаженной «четырехмерной кривой плоскости» пятимерного пространство, которое само по себе на самом деле искажение «пятимерной кривой плоскости» шестимерного пространства и так далее. И единственное, что делает это условное реальным - наше восприятие, которое, на самом деле, является бесконечно искаженным. Бесконечно искаженное восприятие: отсюда, собственно, и название форума «Twisted Perception». Чтобы увидеть трехмерное пространство, «двухмерный человек» должен всего лишь посмотреть «по оси z» - в сторону, которая, с точки его зрения, не существует.
Мне было приятно позже встретить почти ту же самую теорию, лежащую в основе «Хроник Амбера» Роджера Желязны.
Подобные теории практически недоказуемы и неопровержимы, и не то, что в них не нужно верить – на самом деле, просто не нужно зацикливаться на таком. Но они являются неплохой «тренировкой мозгов» и расширяют мышление человека. И, в то же время, это хорошая философская основа для следующих размышлений.
Аллегория ножниц Мойр: ножницы, разрезающие нить жизни человека. Перейдем через доводы третьего-четвертого уровня, как «древние греки, искавшие везде статическую логику и не понимавшие закономерности смерти, придумали ее персонификацию в виде трех незрячих сестер с медными ножницами». Не нужно искать символику либо истолковывать что-либо: для точки зрения, которая нам понадобится, нам достаточно простого сопоставления: представим себе, что ножницы Мойр есть. Что же это, рычаг, который «заставляет кирпичу падать на голову»? Вряд ли. В то же время, это так же не последствие смерти. На самом примитивном уровне это – ее причина. А теперь, если исследовать причину смерти любого человека, следуя в обратную сторону по причинно-следственным связям, то покажется, что вся действительность «кристаллизовалась» вокруг момента смерти этого человека. А так же стала ее причиной. В результате сопоставления получается, что ножницы Мойр – это весь мир. С одной стороны, это полноценное восприятие мира, поэтому оно трехмерное. С другой стороны, таких восприятий можно подобрать бесконечное множество. Получается, человек на самом деле способен на полноценное четырехмерное мышление, не всегда осознавая это. А ножницы Мойр – трехмерный срез четырехмерного пространства.
Вопрос практики: можно ли срезать нужную нить, если подобрать правильные ножницы?
Не зацикливайтесь на этом. Просто подумайте.
Искренне ваш,
Б. Погосян.

No comments:

Post a Comment